СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ. «ОТЧАЯННАЯ РАБОТА…»
В настоящее время в нашей стране на предприятиях черной металлургии технологические процессы механизированы и автоматизированы. Не является исключением в этом вопросе и наш Чусовской металлургический завод. А как работали наши предки, наши чусовские металлурги в то далекое время в дореволюционной России, мало кто знает. Сегодня мы хотим восполнить этот пробел.
Как правило, работы на металлургических заводах в те далекие времена, велась через подрядчиков. Управляющие заводами передавали подрядчикам по договорам самые грязные и убыточные в заводских условиях работы. Они выжимали из безграмотных подрядчиков выгоду, заставляли управляющих платить так называемые «куртажные» (вознаграждение за сделку). Куртажные шли в собственный карман управляющему завода. Подрядчики же старались нажиться на нещадной эксплуатации рабочих. На Чусовском заводе многие годы такой подрядчицей была Жукова Татьяна Степановна или «Жучиха» (так за глаза называли ее рабочие). Она была безграмотной, очень грубой и властолюбивой.
Труд рабочих был очень тяжелый. Особенно в доменном цехе. В то время не было известно понятие совмещение профессий, но на практике оно существовало. Сегодня мы хотим познакомить вас с одной из производственных «операций», которая проводилась на Чусовском заводе в те далекие времена. Именно она была особенно тяжелой и трудной, «отчаянной», как называли ее сами рабочие, и заключалась она в смене прогоревших труб в воздухонагревателях, которых было 2. Состояла она в том, чтобы длинным узким зубилом надо было вручную вырубать цемент, закрепляющий основание трубы в гнезде колоды, освободить прогоревшую трубу, подцепить ее и вытащить из камеры, потом на освободившееся место опустить новую трубу и закрепить ее цементом. Работать надо было в страшном жару, так как доводить камеру до полного охлаждения не полагалось, это могло вывести ее из строя. Поэтому, как только темно-бардовый цвет стенок камеры начинал переходить в черный, начинался аврал. Рабочий надевал стеганый комбинезон с таким же капюшоном и маской, защищал глаза очками с толстыми стеклами, на ноги надевал валенки, на руки - стеганые рукавицы, в руках было узкое зубило и тяжелый молоток. Одетого так рабочего с головы до ног обливали водой из шланга, после чего он лез к прогоревшей трубе и начинал вырубать цемент. После 10 ударов молотком по зубилу товарищи помогали рабочему вылезти или просто вытаскивали его, а вместо него лез другой, и так до полного освобождения трубы из гнезда. Рабочего, вытащенного из лаза камеры, снова обливали водой, потому что одежда после этой процедуры на нем тлела. После обливания освобождали от одежды и в зависимости от состояния (почти полуобморочного) выводили или выносили на свежий воздух, давали нюхать нашатырный спирт. После такого ремонта, в зависимости от объема и срочности, рабочим выписывали от 5 до 15 рублей и выдавали их тут же.
Чусовские рабочие были бесправны, подвергались жестокой эксплуатации. Избиения рабочих были делом традиционным, как традицией было и то, что всякий вновь прибывший на завод француз-администратор первым делом научился произносить по-русски: русская свинья, русский дурак, идиот и т.д. Особенно грубыми и жестокими с рабочими были братья Тирье: Жан и Поль.
На заводе была ужасная экологическая обстановка. Горы, окружающие завод в ветреные дни не давали рассеиваться дыму и он оседал на поселок. Особенно в морозные дни, когда воздух разряжен и не движется, дым на территории завода стоял такой, что на расстоянии метра не видно было шедших навстречу людей. Опытные рабочие устраивали самодельный респиратор - плотный шарф, сложенный втрое или вчетверо или шаль с проложенным внутрь ситцевым платком, свернутую как шарф и закрывали рот и нос. Неопытные не делали это и испытывали неприятности. Поэтому работники часто болели легочными болезнями.
#СВО_Чусовой@glavachus
Оставить сообщение: