ПОЧЕМУ ТАРИФЫ РАЗНЫЕ?
14:00 15.09.2025 16+
ПОЧЕМУ ТАРИФЫ РАЗНЫЕ?
С 2019 года в должности главного экономиста МУП «Горводоканал» работает Анжелика Александровна Васильева. У неё высшее специальное экономическое образование, окончила Пермскую сельскохозяйственную академию имени Прянишникова. Из-за кадрового голода совмещает свою деятельность с работой так же в качестве экономиста в МУП «Гортеплоэнерго». Время у неё расписано буквально по минутам. Поводом для встречи с ней послужила информация о тарифах на воду в разных городах, изложенная в одной из социальных групп Чусового с явным провокационным уклоном.
– Анжелика Александровна, может ли какой-либо человек, скажем, Вы, директор «Горводоканала», или возьмём выше – глава округа – самовольно, по своему усмотрению устанавливать тарифы на водоснабжение и водоотведение?
– Самовольно нет. Наши виды деятельности регулируются Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края. Ежегодно до 1 мая мы подаём туда заявки для установления либо корректировки тарифов на виды услуг, которыми занимаемся. Это – питьевая вода и стоки.
К заявке прикладываем подтверждающие документы. Все фактические затраты за предыдущие три года и плановые цифры на следующий год. То есть до 1 мая 2025 года мы подали заявки на 2026. У нас один тариф по канализации (это стоки) и три тарифа на водоснабжение. Раньше было 9 тарифов на водоснабжение и 3 тарифа на канализацию.
– В связи с чем изменилось количество тарифов?
– В 2019 году нам передали все населённые пункты муниципального округа. До этого «Горводоканал» обслуживал только город. Поэтому было по одному тарифу на воду и канализацию. В 2019 году в связи с созданием единого округа от частных компаний забрали сети водопроводов и канализации и передали их нашему предприятию.
А там система водоснабжения немного другая. Здесь у нас водозаборы, а там скважины. Поэтому расчёт тарифа немного другой, он ниже, чем в городе. Своё влияние на тарифы оказывает и протяжённость сетей, объём используемого оборудования.
– Я как раз хотел об этом спросить. Почему в разных местах и в разных городах тарифы разные? Ведь ресурс один – вода…
– Протяжённость сетей – одна из причин, влияющих на тарифы. Если в Чусовом 200 километров сетей, то, например, в Верхнем Калино всего 5 километров. То есть их обслуживание в денежном выражении не такое трудоёмкое, как городское канализационное и водопроводное хозяйство. И там стоимость электроэнергии другая.
– Вероятно, с целью взбудоражить население некоторые «блогеры», любители сенсаций выкладывают в социальной сети ВКонтакте сведения о том, в каких ближайших к Чусовому городах и Перми тарифы на воду. Они разные. При этом делают провокационный вывод: дескать, в нашем городе «живут самые богатые люди»…
– Всё зависит от источника и объёмов потребляемой воды. У нас большой водозабор. Мы поднимаем и отпускаем потребителям в среднем в год 4 млн. 300 тысяч кубометров воды, а по итогу выходит 2,8-2,9 млн. кубометров, то есть почти половину того, что поднимаем и отпускаем теряем в сетях, изношенность которых на сегодняшний день составляет от 70 до 80 процентов. Чуть поменьше процент по изношенности оборудования водозаборов. Вообще канализационное хозяйство находится в упадке. Требуются большие объёмы инвестиций для обновления основных фондов.
– Павел Анатольевич Дерягин говорил мне, что многое зависит ещё и от высоты подъёма воды. В Чусовом – это 130 метров, плюс перекачка в Новый Город, а в Лысьве в пределах 60 метров, в два раза меньше. А это – громадные затраты на электричество.
– Кроме трёх водозаборов, включая самый большой – Усьвинский, у нас ещё 34 глубинные скважины либо водонапорные башни, которые стоят в деревнях. Мы их тоже обслуживаем. И около 70 насосных станций. Все потребляют электроэнергию.
– Я помню время, когда «Горводоканал» был прибыльным предприятием. Почему вот уже несколько лет он испытывает большие финансовые трудности?
– Они пошли с 2008 года, когда основной потребитель воды – Чусовской металлургический завод – отказался от наших услуг. Сразу уменьшились объёмы производства воды. В этом основная причина. У нас упала доходная часть.
Во-вторых, в последние семь лет наблюдается опережающий рост цен на топливно-энергетические ресурсы в сравнении с ценами на наши услуги. У нас основное потребление – это электроэнергия, где в тарифе заложен рост на 10-15 процентов. А на наши коммунальные услуги в прошлом году по канализации был всего 1 процент роста. В таком случае, где мы должны взять выпадающую разницу в тарифе? Где должны изыскать средства, чтобы нашими услугами перекрыть рост цен на электроэнергию в 12 процентов? А какими космическими темпами сейчас растёт МРОТ! По стране с 2026 года планируют рост минимальной оплаты труда в 21 процент, а нам в тарифе закладывают рост зарплаты всего в 5,6 процента.
– Кто это делает?
– Министерство тарифного регулирования. Там от чего исходят? Есть такое понятие, как плата граждан. Мы не должны её превысить, а в неё входят все коммунальные услуги: газ, который растёт на 12-15%, вода, водоотведение, отопление – нынче с 1 июля рост 16,3%, горячая вода ещё больше – рост 18%. Всё, что остаётся для того, чтобы не превысить средний норматив увеличения цены, кидают на воду. А остаётся ничего. Плюсом – раньше не было инвестиционной программы. А сейчас обязательным условием для принятия тарифной заявки является наличие инвестиционной программы. В прошлом году мы её наконец-то защитили, с текущего года она у нас есть, рассчитана с 2025 по 2033 годы. Надеемся, что основные фонды за счёт неё мы пусть немного, но обновим, будет меньше утечек. Заложено на инвестиции 27 млн. 323 тысячи рублей. Уже сейчас выполняем мероприятия, которые были заложены на 2025 год. Они в тарифе идут как дополнительные, заложены в 64,51 руб-ля стоимости 1 куба воды на 2026-й год. Они позволят «Гороводканалу» хоть как-то развиваться. Иного пути просто нет.
– Анжелика Александровна, как со штатной численностью на предприятии?
– Сейчас у нас недоштат. Кадров не хватает, наверное, как и во всех сферах. Если по штатному расписанию заложено 256 единиц рабочих, инженерного состава, административно-управленческого, то на данный момент по факту у нас 110 человек. Не хватает ни рабочих, ни инженерного состава. Даже административно-управленческого персонала. Если раньше была нехватка только рабочих, то сейчас и других.
– Какими бы Вы видели пути для улучшения экономического положения предприятия?
– В первую очередь – это исполнение закона об энергосбережении, когда у абонентов на 100 процентов имеются приборы учёта. Сейчас этот показатель составляет 73 процента. Значит, идёт несанкционированное потребление воды. Прописан один человек, платят за одного, а фактически проживает до десятка и каждый пользуется водой. То же самое касается частного сектора, где поливы огородов. Я уже говорила, что поднимаем мы 4 млн. 300 тыс. кубометров воды, а учёт поступлений только примерно с 2 млн. 800 тысяч кубов. Нам утверждают экономически необоснованные тарифы. Второй год мы работаем с убытками от основного вида деятельности.
– То есть Вы заранее знаете, что тариф этот убыточный?
– Смотрите: к примеру, рост заработной платы нам закладывают в 5,6%. Но чтобы удержать рабочих, которые даже сейчас работают не в полном составе, мы поднимаем зарплату не на 5,6, а на 10%. Это рабочим. Сейчас средняя зарплата в «Горводоканале» 35 тысяч рублей. Это с начислением уральского коэффициента. Это очень мало. Вы представляете, мужчина придёт домой и принесёт после вычетов за месяц 30 тысяч рублей. А ведь он работает на улице вне зависимости от погоды: и в снег, и в дождь, и в зной, и в холод. Если посмотреть на другие отрасли хозяйства, в ту же торговлю, там уровень зарплаты нередко в два раза выше. Порой к нам не идут только потому, что, говоря откровенно, мы не можем полностью обеспечить рабочих даже спецодеждой.
– А кроме этого ведь ещё технику нужно обновлять?
– За счёт собственных средств техника у нас практически не обновляется. Помогает администрация округа. Мы, конечно, поддерживаем её в рабочем состоянии, потому что объекты надо обслуживать. А площадь обслуживания у «Горводоканала» очень большая. Расстояния до деревень до 50-70 километров. Чтобы снизить затраты стараемся автоматизировать объекты водоснабжения, чтобы не ездить туда постоянно, не тратить денежные средства на обслуживание населённых пунктов. Это даёт свои положительные результаты.
Прежде чем говорить, что тариф у нас большой, надо сначала вникнуть в жизнь предприятия, а не рубить сплеча. Мы ежеквартально отчитываемся перед администрацией, у нас проходит балансовая комиссия, на которую мы представляем все результаты своей финансовой, экономической и производственной деятельности, рассказываем о своих проблемах. Сейчас к защите балансов подключается Министерство жилищно-коммунального хозяйства края. Его представители дают нам советы, подсказывают какие-то направления.
Беседовал Амир Хисматулин
Оставить сообщение: