icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Пермское время
08:54
Среда, 12 Марта
Рекламный баннер 990x90px top

Уральская магистраль

03:21 07.03.2025 16+
Уральская магистраль
Газета № 09 | 07.03.2025 7 полоса
ИХ ТРУД БЕСЦЕНЕН

фото: из личного архива
В преддверии женского праздника о труженицах стальной магистрали, которые внесли важный вклад в Победу в Великой Отечественной войне, вспоминает ветеран СвЖД, почётный железнодорожник Александр Логинов.
06.03.2025
«В первый месяц войны из локомотивного депо станции Чусовская на фронт ушло более 250 человек, в том числе и несколько женщин. Сразу же перестало хватать работников локомотивных и ремонтных бригад. Взамен ушедших сотрудников на их места пришли жёны, матери и дети. С 1942 года на Свердловской железной дороге помощниками и машинистами паровозов и электровозов уже успешно трудились женщины.
В их числе была Валентина Бояринова. В 1941 году её отца забрали на фронт, а в 1942 году пришло извещение, что он пропал без вести. Валентина устроилась в госпиталь, который находился в школе № 9, но, когда в локомотивном депо станции Чусовская объявили, что открываются курсы по подготовке помощников машиниста электровозов и на них принимают женщин, она сразу же поступила туда на обучение. С 12 января 1942 года она начала работать помощником машиниста электровоза, а с 1944 года – машинистом грузовых поездов. В 1956 году Валентина перешла на должность маневрового машиниста. За годы работы она была награждена медалью «За трудовое отличие», значком «Ударник Сталинского призыва».
Ещё одна труженица – Валентина Чернавина (Ощепкова). Она окончила школу фабрично-заводского ученичества по специальности машинист крана и курсы помощников машиниста электровоза. Интересно, что первое время Валентина работала в локомотивной бригаде вместе с машинистом Валентином Ощепковым. Он впоследствии стал её супругом. В 1943 году она начала сама управлять поездом. Она провела 10 тяжеловесных составов. За время войны её дважды награждали нагрудным значком «Ударник Сталинского призыва». Восьмого марта 1944 года ей вручили знак «Почётный железнодорожник». Она стала и обладательницей медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Машинистами и помощниками трудились также Т. Зуева, А. Вяткина, М. Бармина, Т. Морозова, Е. Челпанова, М. Клеменкова, Е. Волохатых, А. Грачёва, О. Дылдина и многие другие. Они водили тяжеловесные поезда с грузами оборонного значения, санитарные и пассажирские составы.
Другие должности, зачастую требующие мужской силы и выносливости, тоже заняли представительницы прекрасного пола. Любовь Конышева, к примеру, работала слесарем по ремонту тяговых двигателей, Галина Леванова – слесарем по ремонту высоковольтной аппаратуры электровоза, Ольга Семёнова (на фото слева) – машинистом мостового крана, Зоя Чудинова – машинистом котельной установки, Ираида Епишина – электромонтёром отдела главного механика. Елена Шматкова трудилась пробоотборщиком лаборатории и маляром, Сакина Гарифова и Елена Кашина – нормировщицами, Зоя Елтышева – техником по замерам колёсных пар, затем дефектоскопистом, а после – освобождённым бригадиром. Анна Пряничникова, Таисия Соболева, Эльза Гашева и Руфина Марчукова стали отличными токарями. Многие из них за свой тяжёлый труд были награждены различными правительственными наградами».
Подготовила Евгения Гусева
622

Оставить сообщение: