ЕЩЕ ОДИН ШАГ НА ПУТИ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА
Ко Дню космонавтики
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ "КОСМИЧЕСКАЯ МЕЧТА"
Показать ещё
Для воспитателей, классных руководителей и родителей
Как сегодня воспитателю, классному руководителю в ситуации чрезвычайной загруженности и сложившейся в стране и мире непростой обстановки провести интересно и плодотворно внеклассное мероприятие, посвящённое Дню космонавтики, с наименьшими затратами сил и времени? Провести так, чтобы важнейшие для нашей страны события стали для школьников личностно значимыми, чтобы ребята почувствовали гордость за свою страну, прониклись духом патриотизма.
В День космонавтики, как и в дни других памятных для нашей великой страны дат, важнейшая задача семьи и школы – привлечь внимание детей и подростков к значимым событиям в истории нашего Отечества. Внеклассные мероприятия в честь этих событий являются одним из главных шагов на пути воспитания у наших школьников чувства патриотизма. Но дети и, в особенности, подростки очень чувствительны к фальши, поэтому воспитателю или классному руководителю важно быть искренним в стремлении гордиться нашей страной, радоваться всем её достижениям и огорчаться неудачам и лишениям.
Друзья! В этой статье вам предлагается универсальный гибкий сценарий внеклассного мероприятия, которое может быть приурочено как к 12 апреля (Дню космонавтики), так и к 17 сентября (17 сентября 1857 года – дата рождения К.Э.Циолковского, основоположника теоретической космонавтики), к 12 января (12 января 1907 года – дата рождения С.П.Королева, основоположника практической космонавтики), к 9 марта (9 марта 1934 года – дата рождения Ю.А.Гагарина, совершившего первый в мире космический полет), к 4 октября (4 октября 1957 года СССР вывел на орбиту Земли первый искусственный спутник).
Данная разработка, ориентированная на воспитателей и классных руководителей учащихся 5-х – 9-х классов, содержит как сценарий классного мероприятия, так и рекомендации по его подготовке и проведению, а также небольшую увлекательную историю обыкновенной школьницы, которую вдохновил на её сочинение проникновенный рассказ экскурсовода.
Этот универсальный гибкий практический материал можно адаптировать к любому из названных событий и к школьникам самого разного возраста.
Сценарий разработан с целью
1) активизации познавательного интереса и познавательной деятельности школьников,
2) закрепления прежних и приращения новых знаний о космосе и космонавтике,
3) воспитания чувства патриотизма посредством обращения к великому наследию прошлых поколений: формирования представления о тех замечательных людях нашей страны, которые стояли у истоков отечественной космонавтики, знакомства с великими свершениями нашего народа.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Накануне праздника воспитатель, классный руководитель продумывает сценарий классного мероприятия, выбирает название, относящееся к конкретной дате, или общее, например, такое: «Что я знаю о российской космонавтике», разрабатывает план его подготовки и проведения, а затем обращается к учащимся со словами: «Близится очень важный день для нашей страны – ________________. Вероятно, все вы знаете, чем же он так важен. А если для кого-то это пока еще секрет, ему будет предоставлена возможность полностью ощутить красоту и значительность того события, которое произошло ___________года. Но нам всем крайне необходимо не только знать о нём, но и осознать все величие случившегося. Я призываю вас отправиться в то замечательное время и проникнуться огромной радостью за нашу прекрасную страну, у которой такая славная история, страну, которой по праву можно и нужно гордиться».
Далее руководитель предлагает ребятам вместе подготовиться к классному мероприятию, посвященному данному событию, пообщаться на эту тему и провести КВН, только с другой расшифровкой: Космос Влечет Нас. Представляет примерный план мероприятия и поясняет, что для этого необходимо:
* обсудить детали, установить конкретные сроки мероприятия,
* выбрать организатора и его заместителя,
* назначить 2-х ведущих мероприятия (лучше мальчика и девочку),
* определить судей-экспертов (3-х заинтересованных и обязательных учеников, которые к назначенному времени должны хорошо знать тему),
* разбиться на три команды,
* выбрать капитанов команд,
* сформировать состав жюри (к 3-м судьям-экспертам добавить еще одного школьника – председателя жюри и ответственного за оценивание выступлений команд),
* обсудить оформление кабинета (фотографиями или еще чем-нибудь на усмотрение учащихся), выбрать ответственного,
* согласовать встречи с организатором, ведущими, экспертами и председателем жюри,
* обсудить вопрос приглашения гостей (ими могут быть учителя, родители, школьники других классов). При необходимости мероприятие можно провести в актовом зале.
После распределения ролей и определения состава команд организатор предлагает каждой команде подготовить название и эмблему, провести жеребьевку (определить порядок выступления команд), затем сообщает командам конкурсные задания для домашней заготовки, которыми являются приветствие, сценка, поделка-самодельная ракета, лучший малоизвестный факт и заключительная часть. Всё, кроме заключительной части (об этом позже), будет оцениваться жюри (в том числе, название и эмблема).
Приветствие и заключительную часть готовят сами школьники. Каждое выступление должно отражать тему и быть непродолжительным (примерно 5-7 минут). Желательно музыкальным. Если им это сложно или нет времени на подготовку, можно всего-навсего выучить готовый текст и воспроизвести его речитативом под заранее выбранную и представленную организатору музыку.
Пример Приветствия команд на мотив песни «Марш весёлых ребят» из к/ф «Весёлые ребята», которую пел Леонид Утёсов.
Непросто нам рассказать без волненья
О том, что так фантазёров влечёт,
О тех, чей подвиг, труды и свершенья
Смогли снискать восхищенье и почёт.
Нам космос строить и жить помогает,
Он нас к открытиям новым ведёт,
Кто с ним в мечтах и по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадёт.
Выходим мы за пределы мечтаний,
Реальность нас в космонавты зовёт,
Полны мы веры, надежд, ожиданий,
Что очень скоро свершится наш полёт.
Пора нам сбросить невежества бремя,
Постичь науки, путь к звёздам найти,
И покорим мы пространство и время,
И сможем в мире порядок навести.
Мы всё добудем, поймем и откроем,
Полны мы планов и разных идей,
Из нас любой стать способен героем,
Оставить пламенный след в сердцах людей.
Чтобы слова хорошо воспринимались зрителями, желательно каждый конкретный момент петь одному человеку, а не всем вместе. Как вариант, каждый участник в определенной очерёдности исполняет одну строчку или куплет (монтаж).
Каждая команда споет эту песенку (или просто передаст речитатив под музыку) по-разному, поэтому жюри нетрудно будет оценить выступления.
Сценка – конкурсное домашнее задание, которое будет оцениваться особо, поскольку здесь делается акцент на важную информацию. Его тоже готовят сами школьники. Суть этого задания состоит в том, чтобы ребята очень кратко изложили свои знания на заданную тему. Для этого каждой команде классный руководитель раздает листочки с увлекательным рассказом (см. приложение) обыкновенной школьницы, который она сочинила, побывав накануне в музее К.Э.Циолковского. Этот небольшой рассказ под названием «Экскурсия в прошлое» содержит интересный неполный диалог девочки и Циолковского. Участникам необходимо обыграть эту беседу, раскрыв её содержание, которое в рассказе скрывается под фразой «и я рассказала всё, что знала о космосе, космонавтах, ракетах и спутниках». Сценка рассчитана на 7-8 минут, в ней задействованы всего два человека.
Конкурс «Малоизвестный факт» проводится между командами для того, чтобы ребята насобирали интересные и, главное, малоизвестные по их мнению факты, связанные с отечественной космонавтикой. А затем в каждой команде сообща отобрали самый лучший. Весь материал можно найти и в книгах (в школьной библиотеке), и в интернете.
ФУНКЦИИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ:
* обработка сценария, распределение ролей и определения состава команд (см.выше),
* подготовка раздаточного материала – конкурсных заданий на листочках для каждого члена команды и жюри (см.приложение),
* подготовка портретов:
-— Юрия Гагарина (можно скачать здесь, изображение нужно распечатать на четырех листах А4 и затем их склеить, так картинка будет хорошо видна отовсюду),
-— К.Э.Циолковского,
-— С.П.Королева (остальных на усмотрение классного руководителя и участников),
* подготовка плакатов (см.приложение).
Также ФУНКЦИИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ включают встречи:
* с ведущими (с целью разъяснения их задач, распределения ролей и дальнейших репетиций),
* организатором (с целью разъяснения его задач, обсуждения информации о подготовительных действиях каждого звена цепочки и возможного содействия),
* экспертами (с целью разъяснения их задач, установления уровня и качества их знаний по данному вопросу и возможного содействия),
* председателем жюри (с целью разъяснения его задач, определения правил и критерия оценки выступлений, подготовки раздаточного материала для каждого члена жюри),
* капитанами команд (с целью разъяснения их задач, обсуждения подготовительных действий команд и возможного содействия, распределения раздаточного материала для каждого участника команды).
Классный руководитель может помочь ребятам с репетициями (по их просьбе), но проконтролировать уровень подготовки мероприятия, оформление кабинета, качество выполнения домашнего задания необходимо, чтобы во время праздника все прошло успешно и у ребят остались приятные воспоминания. Также необходимо проверить у каждой команды выбранный малоизвестный факт, который они представят на конкурс (факт должен действительно иметь место, быть неизвестным большому числу людей и не совпадать с информацией других команд).
Отдельного разговора требует работа с ведущими. Ими должны быть ребята (мальчик и девочка) с чёткой выразительной речью и хорошей памятью. Они произносят очень важную речь, и поэтому их выступление должно быть эффектным. Здесь обязательны 1-2 совместные репетиции. Перед собой ребята должны иметь текст в неяркой папке и при необходимости изредка туда заглядывать.
ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАТОРА И ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛЯ:
* встречи с капитанами команд с целью обсуждения подготовительных действий команд и контроля за их исполнением,
* встречи с ответственным за оформление кабинета с целью отбора предложенного школьниками материала и контроля за дальнейшими действиями оформителя.
ФУНКЦИИ КАПИТАНОВ КОМАНД:
* утверждение состава команды, названия и эмблемы,
* своевременный отчет организатору о ходе подготовительных действий,
* подготовка домашнего задания,
* обеспечение каждого члена команды необходимым материалом,
* разъяснение членам команды их прав и обязанностей, правил групповой работы.
ФУНКЦИИ ОФОРМИТЕЛЯ КАБИНЕТА:
* размещение плакатов (см.приложение) и фотографий,
* оформление доски (разделить на три части, в каждой части поместить название команды и таблицу, куда будут заноситься оценки по итогам каждого конкурса),
* подготовка столов для команд и жюри, сцены, зрительных мест.
НАЗВАНИЯ КОНКУРСОВ И ИХ ОЦЕНКА ПО 5-БАЛЛЬНОЙ ШКАЛЕ
Приветствие команд (5б)
Конкурс названий (2б)
Конкурс эмблем (3б)
Конкурс «Что бы это значило» (4б)
Конкурс капитанов (5б)
Сценка «Беседа с Циолковским» (5б)
Конкурс самодельных ракет (5б)
Конкурс «Малоизвестный факт» (5б)
Конкурс «Пустые строчки» (5б)
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Классный руководитель всех приветствует, открывает мероприятие несколькими фразами и представляет ведущих.
Вступительная речь ведущих
1-й. Все любят мечтать. Многие делают это с удовольствием и открыто, пересказывая свои мечты каждому встречному, другие предаются мечтам тайно, а кое-кто категорически отрицает свою причастность к этому якобы пустому занятию, но втайне путешествует, открывает, изобретает одним лишь движением мысли. Но доказано: все любят мечтать! Мечтают о разном: о путешествиях и великих открытиях, изобретениях и мировой славе, богатстве и достатке. Но есть у человека мечта вечная — космос!
2-й. Всё началось с того, что первый человек, поднявший голову, пропал. Нет, он не исчез, конечно, не провалился сквозь землю, но был захвачен и очарован совершенно магическим зрелищем звездной бесконечности. И ему, первобытному, неодолимо захотелось оказаться там, на волшебном сияющем поле. Он подпрыгнул, попытался ухватить огонек, но в руке оказалась пустота. Полез на дерево, но звезды не приблизились. Забрался на самую высокую гору, но сияющие волшебницы только смеялись над ним.
1-й. Шли года, века, люди строили высокие башни, но звезды не пустили их к себе... Однако люди продолжали мечтать о небе, о космосе. Они мастерили себе крылья, изобретали воздушные шары, самолеты, поднимались все выше и выше. В нашей стране появился Константин Эдуардович Циолковский – русский ученый-теоретик и исследователь, основоположник космонавтики (поэтому его называют отцом космонавтики). Казалось, еще немного – и путь к звездам открыт.
2-й. Но случилось невероятное — злые, подлые люди развязали войну с нашей страной, которая расцветала на глазах, вызывая у них зависть. Они хотели стереть с лица земли наше государство. Не вышло, люди выстояли и, сплотившись, заново в рекордные сроки отстроили свою страну. Большого труда это стоило: враг уничтожил почти все, приходилось жить в землянках, впроголодь. Но прошло четыре года и вырос в сердце Родины самый главный Московский университет (в 1949 году), а еще через восемь лет государство отправило в космос первый спутник Земли (4 октября 1957 года).
1-й. Это был привет звездам, люди сказали космосу: «Мы идем с миром!». И, вероятно, поэтому звезды сказали: «Добро пожаловать!». Впервые в мире именно в нашей стране в космос полетел человек. Подготовка к полету была очень сложной и осуществлялась под руководством Сергея Павловича Королева – главного конструктора космический аппаратов, основоположника практической космонавтики. А совершил космическое путешествие вокруг Земли 12 апреля 1961 года гражданин Советского Союза, старший лейтенант Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток-1». Так была открыта эпоха пилотируемых космических полетов.
2-й. Человеческая мечта осуществилась, она стала осязаемой, видимой, близкой каждому. Фантастический путь, полный лишений и невзгод, через войны, землянки и хлебные карточки привел мечтателей к звездам. Это произошло именно в нашем государстве. Именно поэтому для нас так важны великие события нашей космонавтики. Именно поэтому имя Юрия Гагарина знает каждый. И пусть Советского Союза уже нет, но это наша страна и наш путь. Путь от мечтаний в землянках в космос — через тернии к звездам!
1-й. А теперь мы предлагаем вам сыграть в КВН (Космос Влечет Нас). Просим команды и жюри занять свои места.
Продолжение здесь:
https://www.zanimatika.ru/stsenarii/stsenarii/esche-o..P.S.
Часто задают вопрос: почему на многих картинках на шлеме нет надписи "СССР".
Отвечаю на этот справедливый вопрос. Вот что удалось выяснить: существуют две гипотезы с надписью "СССР" на шлеме.
Первая говорит о том, что это наши враги стирают с фотографий надпись, чтобы уничтожить память о великом прошлом, а вторая сообщает, что надпись нанесли прямо перед стартом, но уже после фотосессии. Увидели, что нет очень важного знака на скафандре и написали.
Официальных подтверждений гипотез нет, поэтому остаётся только гадать.
Оставить сообщение: