СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ. ВОЕННЫЕ БУДНИ ЧУСОВСКИХ САНДРУЖИННИЦ В САНИТАРНОМ ПОЕЗДЕ
11:00 04.02.2025 16+
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ. ВОЕННЫЕ БУДНИ ЧУСОВСКИХ САНДРУЖИННИЦ В САНИТАРНОМ ПОЕЗДЕ
Шла война… 12 марта 1942 года в Чусовской ГК ВЛКСМ пришла телеграмма: «Выслать санитарную дружину на Северо-Западный фронт». В тот же день из числа девушек – комсомолок была сформирована добровольная санитарная дружина из 12 человек, в которую вошли чусовские девушки: Вера Злыгостева, Людмила Толстикова, Анна Гребенкина, Ольга Симонова, Мария Фетисова, Вера Третьякова и шесть девушек, эвакуированных с Кубани. На следующий день девушки уже прибыли в город Пермь и явились в областное управление общества Красного креста. Велико было их разочарование, когда они узнали, что их отправят не на фронт в действующую Армию, как они планировали, а отправят в качестве сандружинниц работать в военно-санитарном поезде. На тот момент он уже стоял на станции Пермь II после выгрузки раненых. В тот же день поезд выехал из Перми. Через несколько суток поезд прибыл в Мурманск. С этого города и начались их трудовые военные будни.
Началась их первая погрузка раненых. Она проходила ночью. Работали напряженно, сосредоточенно, сохраняли спокойствие. Именно при первой погрузке чусовские сандружинницы должны были на практике применить все свои знания, ловкость, умение, все чему они учились на курсах, на занятиях, в сандружинах. Так как Мурманск был прифронтовой город, поэтому погрузка раненых в ночное время проходила при полной светомаскировке. Больных подвозили на машине, кто мог сам передвигаться шли к поезду сами. Тяжело больных несли на носилках. Но чусовские девушки с этой тяжелой и трудной задачей справились отлично. Наступило утро и санитарный поезд «летел» дальше – в Семипалатинск. Задача поезда - перевозить раненых из прифронтовых эвакогоспиталей разных городов в глубокий тыл: из Архангельска, Мурманска, Кандалакши, Беломорска, Харькова, из городов Кавказа, Волхова, Ленинграда и др. городов. «Часто наш поезд попадал под обстрелы врага. Осколки градом летели в вагоны, проникая во внутрь, и делали свое коварное дело. В один миг в вагонах образовывалась свалка. Больные падали с верхних полок, на полу все перемешивалось, больные, осыпавшийся с гипсовых повязок гипс, опилки, вода, кровь, из пробитых отопительных труб оставшаяся после отключения вода. Многие больные получали дополнительные осколочные ранения», - тяжело вспоминают девушки эти обстрелы. Как только все утихало, начинался аврал. Прежде всего, поднимали и укладывали раненых. Врачи (их было в поезде, двое) делали операции по извлечению осколков, медсестры и сандружинницы восстанавливали гипсовые повязки и перевязывали больных, из вагонов убирали образовавшийся мусор. После сильных обстрелов не раз поезд отправлялся на срочный ремонт, так как стены были изрешечены осколками, в окнах не было стекол, нуждалась в ремонтах и отопительная система.
Военно-санитарный поезд, в котором несли вахту наши чусовлянки, состоял из 17 вагонов: 1- продовольственный склад, 2- кухня, 3 – штаб и купе для командования, в 4- размещался обслуживающий персонал, с 5 по 11 размещались легко раненые бойцы, в 12 была аптека, перевязочная, операционная, с 13 по 16 так называемые «кригеровские» вагоны, в них находились тяжело раненые бойцы. 17 вагон - вещевой склад. «Кригеровский» вагон – это обыкновенный пассажирский вагон только вместо обычных полок прикреплены к стенам обыкновенные носилки в три яруса. В такой вагон больных вмещалось около 30 человек. Углы этих вагонов открывались, поэтому в них свободно проходили носилки, с лежащими на них тяжело ранеными бойцами. В каждом вагоне с больными постоянно находились по 2 сандружинницы. Ночью девушки спали по очереди. Утром, вечером и днем они собирались на кухне с ведрами, получали горячее питание для раненых. «Научились делить полученную пищу поровну, чтобы всем хватало. Сливочное масло или сало разрезали на ровные кубики, табак и махорку делили спичечными коробками», - вспоминают они.
После завтрака врачи делали медицинский обход, а медицинские сестры выполняли назначения врачей, сандружинницы помогали делать перевязки. Часть сандружинниц помогали замполиту одновременно прочитать бойцам последнюю сводку совинформ бюро, записанную замполитом по радио в утренние часы. После обеда больные отдыхали, а сандружиницы мыли посуду, приводили в порядок кухонный уголок. После ужина заканчивался трудовой день, и перед отбоем, чтобы развлечь раненых сандружиницы организовывали художественную самодеятельность, каждый вечер ставили концерты. За один вечер успевали развлечь раненых 2-3 вагонов. Был хороший баянист – Коля, санинструктор Алик Сидоров играл на балалайке, медсестра Вера Спиридонова - на гитаре, Вера Третьякова – на мандалине. Вера Злыгостева читала стихи, Маруся Макухо – пела русские народные песни. В поезде даже работала редколлегия – выпускали стенную газету и боевые листки.
Были и порожние рейсы, при которых проходили собрания, шили занавески на окна, готовились к новым рейсам, делали генеральную уборку в вагонах, стирали занавески и салфетки, получали чистое постельное белье (его меняли на обменных пунктах). После этого в вагонах было чисто, красиво, уютно. «Все мы старались в поезде создать уютную обстановку», - вспоминают девушки. Большие трудности испытывали все санитарные поезда в водоснабжении и во время порожних рейсов. Железнодорожные станции успевали заправлять водой только груженые поезда. Воду носили вручную. Заливали в кухонные баки сверху через крышу: мужчины становились на крышу, а женщины с подножки вагона подавали ведра с водой. Баки вмещали 600 ведер, поэтому никогда не получалось их полностью заполнить.
В течение всего пребывания в санитарном поезде сандружиницы несли суточную дневальную службу внутри поезда, дежурили на кухне. Караульную службу по охране поезда и склада несли солдаты (пригодные к нестроевой), которые тоже входили в личный состав поезда. В каждом вагоне были проводники-женщины, они поддерживали необходимую температуру в вагонах в холодное время, следили за чистотой в вагоне и помогали ухаживать за больными. Весь личный состав поезда - это был один сплоченный коллектив, большая дружная семья, призванная к единой цели – помогать фронту во имя победы над врагом. Последний рейс был самым счастливым и радостным. «Нашему поезду была оказана честь – везти героев на парад победы в Москву из г.Франкфурта на Майне (Германия). Жизнь и работа в санитарном поезде – это светлые воспоминания о днях нашей юности», - с теплотой вспоминали они об этом.
Оставить сообщение: