icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Пермское время
15:53
Среда, 5 Февраля
Рекламный баннер 990x90px top

Уральская магистраль № 04 31.01.2025

11:24 31.01.2025 16+
Уральская магистраль № 04 | 31.01.2025
7 полоса
ЕЖЕМИНУТНЫЙ ТРУД ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ
НАЧАВШИЙСЯ 2025 ГОД ОБЪЯВЛЕН В ОАО «РЖД» ГОДОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СЛАВЫ. ЭТО ПОВОД ВСПОМНИТЬ ТРУЖЕНИКОВ СТАЛЬНОЙ МАГИСТРАЛИ, КОТОРЫЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ВНЕСЛИ ОГРОМНЫЙ ВКЛАД В ПОБЕДУ НАД ФАШИСТАМИ. ОБ ЭТИХ ЛЮДЯХ В ПИСЬМЕ В РЕДАКЦИЮ РАССКАЗЫВАЕТ ПОЧЁТНЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК АЛЕКСАНДР ЛОГИНОВ.
30.01.2025
«Пермская железная дорога в годы войны направила на фронт пять бронепоездов. Первые приказы Наркома обороны и путей сообщения СССР о их строительстве появились в октябре 1941 года. После этого парторганизации Чусовского металлургического завода и Чусовского железнодорожного узла сразу же включились в работу. В первую очередь были проведены митинги и собрания трудящихся по созданию денежного фонда для строительства бронепоезда. Так, работники паровозного депо на станции Чусовская собрали во время воскресника 2476 руб. На митинге 31 октября 1941 года машинисты паровоза изъявили желание поехать на фронт со своим бронепоездом. Наконец, 18 марта 1942 года бронепоезд «Чусовской рабочий» вышел на железнодорожный путь.
Жители города торжественно проводили своё детище. Бронепоезд в Пермь повёл доброволец – машинист паровоза Михаил Меньшиков. Но в Перми он заболел, а потому был вынужден вернуться домой. Ему на смену из депо срочно вызвали машиниста Александра Козлова. В Перми бронепоезд был переименован в «Щорса» и 29 апреля 1942 года отправлен на фронт.
Александр Козлов, коренной чусовлянин, прошёл в роли машиниста весь боевой путь бронепоезда. Что такое бой и бомбёжка, Александр узнал в июне 1942 года. Пермский 44-й бронедивизион защищал тогда станции Умань, Графская и Рамонь. Здесь боевой расчёт бронепоезда сбил свои первые фашистские самолёты.
Для машиниста паровоза война – это тяжёлый, по сути, ежеминутный труд. Даже когда боевой расчёт находился на отдыхе, паровоз всё равно нужно было держать в постоянной готовности к началу движения. А сколько раз приходилось восстанавливать разбитый немецкими снарядами путь! Порой голыми руками и под огнём. За взятие Витебска Александра Козлова наградили медалью «За отвагу». В 1945 году он получил орден Красной Звезды. После окончания войны чусовской машинист вернулся в депо и продолжал работать. Он часто встречался с учениками городских школ и рассказывал ребятам о военных трудовых буднях.
Вспоминая о подвигах железнодорожников, нельзя не сказать про женщин. В первый месяц войны из паровозного депо на фронт ушли Надежда Грачёва, Анна Сидорчева, Александра Азанова, Вера Раковская, Анастасия Князева, Тамара Нелюбина, Антонина Провкова и Вера Карелина. Большой вклад в Победу внесли и те девушки и женщины, что заменили на предприятиях мужчин, ушедших воевать.
В 1941 году в Чусовском депо работало 35 девушек – помощников машинистов. В цеха пришли жёны, матери и дети. В годы Великой Отечественной войны трудились Евдокия Трусова, Валентина Гоголева, Татьяна Забелина, Галина Белых, Инна Бирюкова, Анна Шоломова, Анна Мехрякова, Анна Вяткина, Мария Клименкова и другие. Многие из них были награждены правительственными наградами, а также удостоены звания «Почётный железнодорожник».
Особенно стоит выделить машиниста депо Ефросинью Волохатых. Она стала участницей первой организованной в депо колонны имени Государственного комитета обороны. В газете «Звезда» от 27 октября 1945 года говорится, что девушки – машинисты электровоза Татьяна Зуева, Анна Шоломова и Фрося Волохатых провели более 15 поездов и перевезли более 6000 тысяч сверхпланового груза.
Листая страницы старых газет, просматривая книги и документы той поры, мы видим, какой силой духа и мужеством обладали железнодорожники, совершая свои трудовые подвиги, и через какие тяжёлые испытания пришлось им пройти».
1136

Оставить сообщение: